Социально-экономическая характеристика Китая
23

Важнейшей категорией древнекитайских мифологических и религиозных представлений культ неба (тянь) является. Образ Неба – основа всей космогонической картины мира китайской культуры. Небо было верховным божеством, правитель – ван – считался сыном Неба, ему оно вручило разрешение на царство, нечто вроде небесной грамоты, Повеления, которое называлось Тянь-мин и давалось только по-настоящему добродетельному человеку.

Жизнь каждого человека, в том числе императора, связана с велениями Неба, невыполнение которых грозит бедствиями: засухами и наводнениями, пожарами и болезнями. Поэтому жизненный путь каждого предопределен и строго регламентирован согласно ритуалам и предписаниям со дня рождения до смерти. Регламентировались манеры поведения, жесты, движения, фасоны и цвета одежды и пр.

В основании многих будущих феноменов китайской культуры лежит культ предков. На ранних этапах развития общества он был связан с обрядами жертвоприношений, даже с человеческими жертвами. Древние китайцы верили в зависимость жизни живых от покровительства умерших предков.

Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую связь человека и природного мира. С ней связана другая важная черта китайской культуры – гилозоизм – отношение ко всем явлениям природы, как к живым существам, одушевление природы. Гилозоизм сочетается со своеобразным рационализмом: видеть в миниатюре целое, а в детали – мироздание возможно, имея особый тип ментальности (тогда цветок сливы становится символом мироздания).

Наиболее ярко китайская ментальность воплотилась в принципе невмешательства в естественный ход событий, который выражает китайскую рассудительность и церемониальность как ритуализацию общественного поведения.