Апокалиптические мотивы в лирике экспрессионизма. Особенности организации текста романа "В лабиринте" А. Рой-Грийе, лишенного признаков классического реалистического романа. Значение заглавия. Роль автора и читателя в романе
5

Глава 1. Апокалиптические мотивы в лирике экспрессионизма

 

На рубеже XIX и XX веков в европейском искусстве происходят по сути революционные изменения, выразившиеся, прежде всего, в пересмотре классических традиций. В рамках авангардизма и модернизма возникают и энергично развиваются импрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм и т. д. Наш же интерес в изучении проблематики авангардизма и модернизма сосредоточен на лирике немецкого/немецкоязычного экспрессионизма.

Мотив «конца света», мировой катастрофы считается одним из важнейших элементов метафизики экспрессионистов. Конечно, апокалиптические мотивы находили своё отражение на протяжении всей истории немецкой литературы. Достаточно вспомнить строки, написанные ещё Гансом Саксом (Hans Sachs, 1494-1576), в которых идёт речь об Апокалипсисе и Вавилоне, Городе грехов: Крашенников Андрей Евгеньевич - к. филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Северо-Восточного государственного университета (г. Магадан)

Apocalypsis stet es hel, am achtzehenden capitel schreit der engel mit lautem schallen zweimal: Babylon ist gefallen, ein behausung der teufel woren...

(„Die wittembergisch nachtigal, die man iez horet uberal“) [10]

(Апокалипсис светел,/ в восемнадцатом разделе/ возвещает ангел громким голосом/ дважды: Вавилон пал,/ который приютом дьявола был...)

При этом нужно заметить, что тема «конца света» была важной ещё в дохристианский период у древних германцев и отразилась в мифе о Рагнарёке (Рагнарёк (Ragnarok) - о гибели богов (судьбе богов) и всего мира, следующей за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами).

Однако именно с конца XIX века, после оперы Рихарда Вагнера «Gotterdammerung» («Сумерки богов»), завершающей тетралогию «Der Ring des Nibelungen» («Кольцо Нибелунга») и развивающей дохристианские мифологические мотивы, и, в особенности, под влиянием философии Фридриха Ницше, который утверждал, что «Бог мёртв», и написал о «сумерках идолов» («Gotzen-Dammerung»),