Культура эпохи Возрождения и Реформации в Европе
2

 

Реформация, как общественное явление, во многом определившее дальнейший ход развития европейской культуры, всегда воспринималась далеко не однозначно и истолковывалась с самых разных точек зрения, порой совершенно противоположных.

С Реформацией и деятельностью М.Лютера соотносят как положительные стороны развития истории, так и тяжелые ее проявления, приведшие к разделению католической церкви.

В комментариях к недавно появившимся изданиям сочинений М.Лютера отмечалось, что он остается для русского читателя практически недоступным, так как лишь совсем небольшая часть его трудов была переведена на русский язык. Потребность в доведении их до русского читателя была совсем небольшая, ибо в условиях господствующего положения православия мало кто интересуется трудами великого реформатора и всерьез помышляет о переводе и издании его трудов.

Творчество М.Лютера достаточно широко освещено в западной литературе, т.к. в ряде стран протестантство, основателем которого является М.Лютер, исторически сложившаяся национальная религия.

Как уже отмечалось, в отечественной литературе исследование творчества реформатора представлено не столь широко. До революции творчеством М.Лютера занимались П.Кудрявцев, В.Михайловский, Н. Карсев, Р.Виппер, С.Степанов. С.Маргаритов, А. Шеллер-Михайлов. Отношение Лютера к Я.Гусу анализировал В. Вильбасов, тогда как А. Ласкеев рассматривал гомилетику (искусство проповеди) Лютера. Сравнительный анализ учений Я.Гуса и М.Лютера давали Е. Новиков, А. Норцов и А. Тризна: П. Сингалевич рассматривал знаменитые 95 тезисов. До сих пор несомненный интерес представляют сделанные Д. Егоровым переводы некоторых отрывков из работ Лютера, в которых он касается природы све