Перенося эти характеристики на язык политики, он делает вывод, что людьми движут нужды вместо идеалов, вместо разума – желание обладать вещами. Т.е. в социальном государстве врожденный эгоизм человеческой натуры толкает к экономической агрессии. В универсальном социальном государстве происходит ожесточенная классовая борьба, в нем сильный побеждает слабого.
Главной слабостью демократии Адамс считал существование фракционной борьбы. Когда народ получает право объединяться в партии, этот же народ начинает попирать права меньшинства, как меньшинство попирало права большинства. В связи с чем, аристократическая эксплуатация приводит ведет к демократическому уравнительству, и анархия, расцветающая при этом лишь претворяет появление новой аристократии.
«Страсти и желания, которые обуревают большинство представителей народа, по природе своей не могут быть удовлетворены, и когда эти люди не в состоянии обуздать их сами и нет внешней силы, способной обуздать их, они начинают требовать все больше и больше и, завладев властью, принимая вознаграждать себя…
Предоставьте демократам нечто большее, чем доля участия в управлении государством, то есть предоставьте им господствующее положение или верховенство в законодательном собрании, и они путем голосования лишат вас, аристократов, собственности, а если сохранят вам жизнь, то это будет таким проявлением человечности, заботливости и великодушия, которого не знала ни одна победоносная демократия со времен сотворения мира. И что же следует за этим? Ваше место займут аристократы из демократов, которые станут обращаться со своими соотечественниками не менее сурово и жестоко, чем вы». [1]
[1] Adams J. Defense of Constitution. Works.Vol. I , P.516.