Эволюция общественного сознания колоний Северной Америки по материалам художественной литературы XVII – XVIII вв.
9

своей основной миссией Коттон  считал помощь в ликвидации организации церкви и государства с демократическим началом.

Джон Коттон являлся одним из крупнейших теократов Новой Англии, считая свободу привилегией праведных, эту концепцию он сформулировал в своем труде:

«Раз признано божественной истиной, что никто, кроме людей благочестивых, достойных быть членами церкви, не может быть облечен постоянной государственной властью, то отсюда же следует, что никто, кроме членов церкви, не достоин пользоваться правами в колонии, ибо природа этих прав такова, что только люди, верой и правдой служащие богу и государству, смогут сохранить их… Те, кто обладал такими правами, наделены большой властью, властью как  укреплять, так и подрывать государство, а вместе с  ним и церковь, эта власть должна предоставлять людям в зависимости от их благочестия.., в противном же случае миряне, оказавшись  в большинстве, что в скором времени может произойти, с радостью поставили бы обратить острие власти и законов против церкви и ее членов, благоденствие которых и было главной целью господа при создании института магистратской власти».[1]

Анализируя концепцию Джона Коттона прежде всего необходимо учитывать не только его происхождение, но и роль абсолютизма, боявшегося социальных потрясений,  в общественной мысли европейцевXVII столетия.

В отличие от Джона Коттона, у которого в роду были знатные предки, Томас Хукер происходил из простой семьи. Это и стало его основой в формировании его демократических позиций.

Все свое влияние он употреблял в целях насаждения демократических порядков  в церкви и в государстве: «Не подлежит сомнению, что в государственных делах следует испрашивать совета у советников, но дело в том, кто станет этими советниками. Если дела меньшего значения, возникающие время от времени в обычном порядке, может решать низший


[1] Цит по: Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. Т..I. С. 79.