Расовые признаки и социальное положение как факторы индивидуальных различий
3

1.Расовые различия

 

 Накопление и попытки упорядочения данных о человеческом биологическом разнообразии позволили обратиться к поиску его конкретных объяснений, поскольку ранее общепринятые ссылки на обусловленность внешним окружением, телеологию прогресса, библейские причины перестали казаться убедительными. До появления работы Дарвина «Происхождение видов» (1859) такое многообразие интерпретировалось, исходя из допущений о моногенезе и неизменности видов. Немногочисленные сторонники полигенеза — философы (Вольтер, Демулен) и представители науки (этнограф К. Мейнерс, географ Бори де Сен-Венсан, физик С. Мор-тон) — в XVIII в. были редким исключением. Среди сторонников расовой теории преобладала уверенность в том, что все человеческие популяции имели единого предка. Они были противниками классификации человечества на виды, поскольку со времен Линнея всех людей принято было относить к роду «homo» и виду «sapiens» и не признавалось их происхождение от какого-либо другого вида.

В этом контексте объяснения человеческого многообразия отыскивались исходя из необходимости оставаться в пределах концепции видового единства. Французский математик и астроном П. де Мопертюи (1745) защищал концепцию имманентной обусловленности расовых вариаций. Он полагал, что в «репродуктивной плазме» животных заложено «неисчислимое множество частей», способных к спонтанному объединению, но таким образом, чтобы потомки оказались сходными с родителями. В то же время он признавал, что случайные факторы или комбинации частей, не соответствующие фамильным чертам, могут породить новые сочетания свойств. Если особи с такими наборами оказываются способными воспроизводить потомство, то возможно формирование новых рас. Хотя Мопертюи относил их к неустойчивым и имеющим тенденцию возвращаться к исходному образцу, ему пришлось объяснять и ситуации необратимости таких изменений. Он предположил наличие селективного механизма, который поддерживает новые комбинации наследуемых черт, и в качестве такового предложил половой отбор в рамках популяции. Его действие заключалось в том, что нетипичные особи вытеснялись за пределы территории проживания основной группы и, постепенно размножаясь, сохраняли специфичные для них свойства.