Сюжет поэмы, ядро которого составляет похищение невесты и поиски ее героем, соткан из традиционных ситуаций сказочных и волшебно-рыцарских произведений, частью переиначенных и пародированных.
Композиция поэмы: а. Посвящение. б. Пролог – вступительная часть произведения. в. 6 песней. г. Эпилог – заключительная часть произведения.
Действующие лица поэмы не являются абстрактными, голыми схемами. Обрисованные широкими мазками, они олицетворяют мужественность, честность, прямодушие, верность в любви и слове — Руслан; мудрость и добро — Финн; трусость, спесивое хвастовство, бражничество, обжорство и коварство — Фарлаф; чувственную страсть, томную и ленивую негу — Ратмир; слепую, свирепую, неукротимо-безрассудную воинственность — Рогдай; мрачное злодейство — Черномор и Наина.
Интересно происхождение образа гигантской говорящей головы. Сегодня любой житель Питергофа может зайти в парк Сергиевка и там увидеть скульптуру, высеченную из валуна, в виде выглядывающей из земли головы. Она то и вдохновила поэта на создание образа.
Произведение Пушкина было первым этапом его на пути к народности, первой попыткой молодого поэта создать национальную поэму. Она окончательно закрепила славу Пушкина как первостепенного русского поэта, породив многочисленные подражания.
Анализ оперы М.И. Глинки "Руслан и Людмила"( История создания оперы М.И. Глинки).
Ещё при жизни Пушкина Глинка задумал оперу по его юношеской поэме «Руслан и Людмила» (1820). Мысль об опере подал Глинке драматург Шаховской. В юношеской поэме Пушкина Глинку привлекали в первую очередь народные мотивы. Работа над "Русланом и Людмилой" растянулась на несколько лет (1837—1842 гг.).
Основным либреттистом "Руслана" был один из друзей Глинки - В. Ф. Ширков. Напомним, что либретто — это литературная основа большого вокального (и не только) сочинения, пишется, как правило, в стихах, преимущественно рифмованных.
Пушкинских стихов в либретто введено сравнительно немного, но они звучат в нескольких значительных сценах оперы.