Проблемы народных религиозных движений
3

ого о старообрядцах да и расколах вообще в Русской Империи, да кажется что и монастырь то его находился в постоянной связи с русскими старообрядцами. Но я не имел времени заняться им, сомневался отчасти в нравственности такого сообщества, не имел еще определенного плана для действия, ни связей, а главное не имел денег, без денег же с такими людьми и говорить нечего»[5].

     Но самая развернутая характеристика религиозно инакомыслящих в этот период времени дана Бакуниным в брошюре «Русские дела. Картина современного положения», изданной анонимно летом 1849 года в Лейпциге и в защитительной записке адвокату Францу Отто, составленной в крепости Кенигштейн в декабре 1849 - апреле 1850 гг. (Описание внутреннего состояния николаевской России, в том числе и положения староверов и сектантов, изложенная в записке адвокату Францу Отто совпадает иногда буквально с тем, что говорится по этому же поводу в брошюре "Русские дела"). В первом документе, где русский мыслитель дает пространную характеристику общественной и государственной жизни в России и пытается доказать революционный потенциал русского народа, он утверждает следующее:

«…Русский народ, пашущий землю или занятый в промыслах, крепостной, так называемый черный народ расколот более чем на 200 сект, которые все носят политический характер и все сходятся на отрицании существующего порядка вещей и на признании царской власти властью антихриста. Эти секты, из коих некоторые являются даже коммунистическими с общностью имущества и жен, распространены по всей империи вплоть до Урала и сильно преследуются, но от этого становятся еще более фанатичными. Екатерина II так жестоко преследовала их, что некоторые общины поджигали свои деревни и бросались в пламя с женами и детьми, лишь бы не покориться пр