Эволюция общественного сознания колоний Северной Америки по материалам художественной литературы XVII – XVIII вв.
27

европейская держава не обращала бы на нее внимания. Торговля, при помощи которой она обогатилась, - это торговля предметами первой необходимости, а они всегда найдут рынок сбыта, пока обычай потреблять пищу еще не перевелся в Европе. Поскольку Европа является нашим рынком сбыта, нам не следует отдавать предпочтения ни одной из ее стран. В подлинных интересах Америки оставаться в стороне от европейских споров, этого она никак не сможет осуществить, пока зависимость от Великобритании превращает ее в довесок на весах британской политики».

«Наш хлеб получит свою цену на любом европейском рынке, а за ввозимые нами товары нужно все равно платить, у кого бы мы их ни покупали… Безумие платить ценой Банкер Хилла только за отмену закона – такую цену можно заплатить лишь за независимость страны».[1]

Простота его философии была понятна широким общественным массам, в ней он выделял два важных аспекта: источник государственной власти и цели, ради которых она учреждается среди людей. В своих рассуждениях он приходит к выводу, что нет наиболее высшего закона, чем народная воля, выражаемая устами большинства.

В наиболее полном виде политическая философия Пейна представлена в «Правах человека»: «Государство есть не что иное, как общенациональное единение, действующее как общество».[2] Пейн не испытывал страха перед народным государством. Он верил, что люди по природе своей справедливы и способны разумно решать стоящие перед обществом проблемы, если им будут предоставляться необходимые сведения. [3]

Еще одним важным принципом его теории являлось выделение частной собственности как общественного продукта, который в свою очередь образуется в результате трудовой деятельности одного индивида. Исходя из этой концепции, вопрос нищеты можно решить путем создания фонда,  который мог обеспечивать социально обездоленные слои населения при


[1] Pain T. Rights of Man. Рart. II. Р. 410.

[2] Ibid. P. 410-411.

[3] Паррингтон В.Л.Указ. соч. С.416.