Философская и общественно-политическая мысль Беларуси
15

    Лев Сапега выступал как сторонник независимости и свободы человека, для уточнения сущности свободы ссылался на Цицерона. Особое внимание обращал на то, что поведение человека в обществе должно определяться не его внутренними пожеланиями, а установленными рамками закона. Его взгляды на естественно-правовой подход совпадают с постулатами, что значительно позже появились в странах Западной Европы.

    Канцлер рассматривал право как продукт деятельности человеческого разума, а не божественного откровения.

    Абсолютность и объективность права, верховенство закона ярко проявились в статьях разработанного им Статута, где закон является «высшим часовым всеобщей свободы» [8].

    Во второй половине XVIII в. в Речи Посполитой получают распространение идеи эклектической философии. Выразителем  эклектической философии являются идеи профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича. В его трудах рассматриваются философские и научные положения И. Ньютона, И. Кеплера, Г. Галилея, Р. Декарта, Г. Лейбница и др. Как и в традиционной схоластике, в центре внимания Добшевича находились проблемы логики, однако способ ее обоснования был иным – не чисто абстрактно-теологическим, но и рационально-научным.

 

    Эклектическая философия способствовала становлению и развитию следующего этапа в развитии философской мыли Беларуси – этапу господства идей Просвещения (70-е гг. XVIII в. – первая половина XIX в.). Белорусская философская мысль этого времени развивается в русле положений европейского просвещения, которое формировалось в русле положений европейского просвещения, которое  формировалось под влиянием идей разума, науки, знания. Важными также являются проблемы воспитания и образования. Они выступают для просветителей основой формирования человека и создания справедливого общества. Взгляды белорусских просветителей развивались в русле теории «естественного права». Особенно четко просветительские установки выражены в социально-философской мысли. Большую