Философская и общественно-политическая мысль Беларуси
5

проверить, убран ли урожай. Если же он замечал неубранное поле, то жди на следующий год на этом поле неурожай. Ходит он по полям до тех пор, пока не встретит «Зюзю» (бога зимы). Также наши предки верили в таких богов, как Зюзя (бог холода и зимы), Карачун (бог смерти), Кон и Рада (боги судьбы), Макошь — богиня женщин и материнства, Мара (она же Маруна, Морена, Паляндра) — богиня темноты и смерти, Тётя (богиня лета, благополучия, щедрости), Щедрец (бог веселья, покровитель праздников), Ярила (бог плодородия, размножения, урожая) [12, c.67], Купала, главный персонаж праздника летнего солнцестояния, и Купальница, древние Перун и богиня Зоря.

    По сохранившемуся до наших дней у болгар поверию, солнце (Перун) сбивается в эти летние дни со своего пути, а богиня Зоря приходит ему на помощь, она не только ведет Перуна по небесной дороге, но и каждое утро умывает его росою. День Зори-Купальницы и сегодня посвящается собиранию трав, имеющих, по народной молве, особую целебную силу. Из собираемых в канун Купалы трав особенным уважением пользуется в народе купаленка (желтоголов) и иван-да-марья.

    Кроме целебных трав в ночь на Ивана Купалу белорусское народное поверье советует искать цветок, который принесет счастье — «папараць-кветку».

    Таким образом, мировоззрение славян в дохристианскую эпоху представляло собой сочетание обыденных знаний, получаемых в результате повседневной практической деятельности, с религиозно-мифологическими, фантастическими понятиями о причинах и силах, определяющих жизнь природы и общества. Древний язычник видел мир как единый живой космос, выделял в нем добрые и злые силы, верил в различные магические действия, гадания и жертвоприношения [1, c.7-8].

    Известно, что в Древней Греции до философии существовала мифология и религия. Однако процесс возникновения философской мысли в Киевской Руси начался не с мифологическо-языческого мировоззрения, а с появления на Руси христианства. Это было вызвано тем, что по причине известных культурно-исторических причин Киевская Русь со своим особенным мифологическим сознанием и религией вступила в контакт с более развитыми религиями и, что называется, «готовой философией».