Древнерусская культура. Иконопись Средневековой Руси
17

Русские мастера, уровень которых был весьма высок, сразу же восприняли художественный образ и предложили свой духовный вектор в становлении христианства на Руси. Данное утверждение было наиболее ярко выражено в новгородском храмовом искусстве, начало которого относят к XI веку.

Уникальный и оригинальный уклад жизни Новгородской республики нашел свое отражение в церковном искусстве. При этом первые (известные нам) иконы имели чисто византийскую традицию, такие образы, как единственно сохранившаяся икона XI века это образ «Петра и Павла» из Софийского собора (Новгородский историко-архи-тектурный «музей-заповедник»); образы «Георгия Победоносца XII века (ГТГ) и Георгия Победоносца поясного XII века (Успенский собор Московского кремля); трое сходных по письму образа, это «Устюжское Благовещание» XII в. (ГТГ), «Спас Нерукотворный» XII в. (ГТГ) с оборотным изображением поклонения кресту, а также «изображение ангела» (ГРМ) – «это одно из прекрасных произведений древнерусской живописи, которое превосходит предыдущие произведения тонкостью исполнения и каким-то особым благородством замысла» [4]; икона «Успение» из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря XII в. (ГТГ). Данные произведения продолжают византийскую традицию, о чем свидетельствуют такие особые иконографические черты как:

     чисто византийские архитектонические соотношения фона и изображенных персонажей;

     зеленая санкирь;