XIX век как кульминация европейской цивилизации Нового Времени
7

- основываясь на исследованиях в области физиологии высшей нервной деятельности, И. П. Павлов разработал теорию условных рефлексов.

- подлинную революцию в науке произвели книги великого ученого-натуралиста Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859) и «Происхождение человека» (1871), которые иначе, чем христианское учение, трактовали возникновение мира и человека.

- естественно-научный прогресс повлиял и на гуманитарные науки, в первую очередь этнологию, психологию и в особенности возникшую в конце века социологию. В философской полемике сталкивались различные школы, течения и теории – неокантианство, прагматизм, «философия жизни», позитивизм, интуитивизм и др.

Известно, что в Новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике был противопоставлен идеал человека, который всем обязан самому себе (своему труду, личным заслугам), человека, который стремится к земному благополучию и пользе. В XIX в. эти ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде.

Изменение места и роли христианской религии и церкви в европейском обществе привело к вырождению нравственных ценностей. Чисто внешне мало что изменилось: люди ходили в церковь, молились. В религиозном духе воспитывали своих детей. Церковь увеличивала число прихожан, богословы истолковывали Священное Писание применительно к изменившимся реалиям современного мира. Однако из общественного сознания уходит то, что составляет суть любой религии, – вера в сверхъестественное. Научная революция заставила усомниться в христианской версии происхождения мира, его существовании как воплощении божественного промысла, в чудесах непорочного зачатия, физического воскресения из мертвых и т. д. и т. п. Христианская вера в Бога, проявляющего свою волю через откровение и благо дать, оказалась совершенно несовместимой с картиной мира, создаваемой наукой.

Основные причины эволюции мировоззрения: