История литературной и театральной критики о пьесах Гоголя конца XIX – начала XX вв.
2

Николай Васильевич Гоголь – великий русский писатель и драматург. Его произведениями зачитываются поколения и поколения людей. И то, что его литературные труды до сих пор живы и актуальны, еще раз подчеркивает его звание гения.

Еще при жизни Гоголя, современники признали его величайшим русским писателем.

Один из самых ярких и талантливых критиков, ровесник Гоголя, В. Г. Белинский не устает восхищаться литературным талантом писателя. В своей статье «Горе от ума», Белинский разбирает характеры всех главных героев пьесы. Причем, разбирает очень точно и тонко. Он говорит о том, что «…Трагедия или комедия, как и всякое художественное произведение, должна представлять собой особый замкнутый в самом себе мир, т.е. должна иметь единство действия, выходящее не из внешней формы, но из идеи, лежащей в ее основании»[1]. В качество примера, Белинский приводит  некоторые пьесы Пушкина: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Русалка», «Борис Годунов», и «Каменный гость». Потому что в этих произведениях есть «совершенно особый и замкнутый в самом себе мир». А на примере пьесы «Ревизор»  показывает, каким образом в комедии представлен этот самый особый мир.


[1] Белинский, В. Горе от ума // Сост. Загорский, М. Б. Гоголь и театр. М. : Искусство, 1952. С. 432-450.