История литературной и театральной критики о пьесах Гоголя конца XIX – начала XX вв.
3

Белинский говорит, что, для того чтобы произведение было художественным (т. е. имеющим особый замкнутый мир), автор берет из жизни героев момент, в котором «сосредоточилась» вся сущность, идея жизни, ее начало и конец. У Городничего - это момент ожидания ревизора. Гоголь очень точно дает нам характер этого персонажа, и нам становиться ясно, что было со Сквозником–Дмухановским до момента, описанного в пьесе, и что будет с ним после. «Художественная обрисовка характера в том и состоит, что если он дан вам поэтом в известный момент своей жизни, вы уже сами можете рассказать всю его жизнь до и после этого момента».

Белинский, в своей статье, называет Городничего «человеком призраков». Возникает вопрос: Почему? Что за «призраки»?

Дальше автор статьи объясняет значение своего высказывания. Возникает сон про крыс, те самые огромные черные крысы которые, понюхали и ушли. Что же означает этот сон? Для Сквозника-Дмухановского, который не имеет особого образования,  этот сон имеет большое и таинственное значение. Белинский говорит, что именно этим сном «открывается цепь призраков, составляющих действительность комедии»[1].

То есть, выходит, что «призраки» - это некие явления, события и происшествия, которые Городничий не может растолковать в силу недостатка образования и возводит их в разряд чего-то сверхъестественного.


[1] Белинский, В. Горе от ума // Сост. Загорский, М. Б. Гоголь и театр. М. : Искусство, 1952. С. 432-450.