Рыцарство как социальный феномен западноевропейского средневекового общества
19

Как считал А. Иванов, турнир состоял из целого ряда одновременно и на том же месте происходивших поединков. Возникли турниры, несомненно, во Франции, а затем распространились по Западной Европе. Хроникеры связывали создание турниров с именем Жоффруа де Прельи, но обычай, так широко распространенный, не мог быть созданием одного человека.

Турниры одновременно были похожи на войну и отличались от нее. Пользовались тем же оружием, как и на войне, даже более разнообразным. Рыцари сражались вместе со своими оруженосцами, слугами. Они осаждали и защищали «город», территория боев распространялась на луга, рощи, виноградники. Отделить рыцаря от его товарищей и взять его в плен – основная задача. Плененный рыцарь оказывался «вне игры» и должен был заплатить выкуп. Победители забирали коней и доспехи проигравших. Наградами были медведь, пара борзых, ястреб, венок, пояс, мешочек с духами или деньгами.

Но, несмотря на всю серьезность, возможность травм и даже гибели, рыцарские турниры были спортом. Предусматривались специальные помещения для «передышек», где уставший воин мог восстановить силы.

Турнир отличался от войны тем, что в нем участвовали добровольцы. Они не имели злого умысла, не жаждали мести. Задачами воинов было не убить соперника, а выбить его из седла, взять в плен. Если же случалась смерть, то погибшего оплакивало оба лагеря. Рыцарские турниры были проникнуты духом братства, товарищества, солидарности. Личное мужество, воинская доблесть в Средние века считались выдающимися добродетелями, которые заслуживали почета и восхищения.

Таким образом, средневековый рыцарь являлся воплощением идеала нравственного аристократизма. Сформировался взгляд на благородство носящего меч рыцаря. Этот комплекс добродетелей, принятых и распространенных обществом, получил название «


Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века. - М., 2006. С.67.

Иванов К. Многоликое Средневековье. - М., СПб., 2001. С.112.