Рыцарство как социальный феномен западноевропейского средневекового общества
20

chevalrie», т.е. рыцарство, именно с оттенком качества поведения, а не причисленности к воинам. Рыцарские турниры способствовали развитию этих качеств, впоследствии помогавших воинам в реальных сражениях. Благородство рыцарей получило отражение в древних источниках. «Preudomme», или человек достойного поведения, описан в произведениях «Песнь о Сиде» и «Песнь о Роланде». Для того, чтобы разобраться в особенностях этики и добродетелях средневекового рыцаря, обратимся к содержанию этих источников.

  1. Этические принципы и кодекс поведения рыцаря в раннесредневековой литературе.
    1.        «Песнь о Роланде» и рыцарские образцы поведения.

В конце 1970-80 гг. Ж. Ле Гофф, Ф. Контамин, Ф. Кардини, Ж. Флори, М. Кин и другие ученые обращались к изучению рыцарского менталитета, в т.ч. кардинальных понятий – мужества, вассальной верности, чести, благородства, идеологических основ рыцарского самосознания, кодекса чести и культуры.

Для исследуемого периода, еще относительно скудного источникам документального и повествовательного типа, большое значение имеют литературные произведения, изображающие быт, культуру, традиции, нравы различных слоев феодального общества. Они написаны на различных диалектах старофранцузского и провансальского языков. Особый интерес для нас представляет эпос.

В большинстве своем древние народные эпические песни до нас не дошли, мы можем лишь располагать поздними переработками, в которых отражена идеология рыцарства. Примечательно, что обе французские народности создали в XIXIIвв. свои эпические произведения. Несмотря на то, что в наши дни в Провансе бытуют в устной традиции местные сказания о Роланде, «Песнь о Роланде» (ок. 1100 г.) представляет собой эпос северофранцузской народности, составленной на центральнофранцузском диалекте.