Рыцарство как социальный феномен западноевропейского средневекового общества
29

.

После падения Кордовского халифата в начале XI в. мусульманское государство в Испании распалась на 23 небольших государства, которые вели междоусобные войны, ища поддержки в борьбе друг против друга у королей или крупных феодалов христианской Испании. Многие из мусульманских правителей становились данниками испанских властителей. Для испанских лидеров такое положение было выгодным. Но этим был недоволен испанский народ, такую же позицию занимал и Сид.

Исторический Сид во время своего изгнание выполнял дело реконкисты значительно удачнее, чем король Альфонс. Сид стал популярным среди народа, не только как борец за независимость Испании, но и как человек, освобождавший народ от феодального гнета.

«Песнь о Сиде» правдиво доносит до нас общественные и политические особенности государства, расценивая их с крестьянской, т.е. антифеодальной точки зрения.

«Песнь о Сиде», как и многие другие испанские героические поэмы, отличается от французского средневекового эпоса, герои которого обладали горделивым, типично рыцарским чувством чести, культом храбрости, жаждой военной славы, острым чувством вассальной верности, как, например, Роланд.

Сид – простой человек, лишенный идеализации. Можно провести некую параллель с русским былинным эпосом. Илья Муромец, поссорившись с князем Владимиром, собрал не прекрасных витязей, а простой народ и пошел воевать с татарами и разбойниками, сражаясь не за князя, а за родину. Образ Сида,величавый и строгий при всей своей простоте, возник в народной среде, когда требовалось объединение всех сил нации для решительной борьбы с маврами.


Песнь о Сиде. – М.: Художественная литература, 1979. С.28.