Трансформация внутриполитической системы Турции после прихода к власти ПСР
20

[1] Поэтому неудивительно, что, обладая широкой поддержкой среди населения, сосредоточив в своих руках власть в ВНСТ, герой национально-освободительного движения М. Кемаль начинает наступление на религию.

3 марта 1924 года принимаются закон о ликвидации халифата, закон о передаче в распоряжение генерального управления вакфами вакуфного имущества, закон об отмене в Турции шариатского суда, закон № 430 «О едином образовании», по которому все учебные и научные заведения передавались министерству просвещения. 4 марта было создано Управление по делам религии, под чей контроль отходили религиозные ордена и мечети. В конце ноября 1925 года были приняты законы о переходе к европейской одежде, запрете носить фески и папахи, а также о закрытии мест религиозной деятельности, так называемые «тюрбе» (усыпальницы дервишских святых), «завии и текке» (обители дервишей), об упразднении общественного статуса их служителей, запрете многоженства. В 1926 году принимаются Гражданский и Уголовный кодексы. 163 статья Уголовного кодекса, в частности, запрещала использование религии в политических и личных целях. Законом от 9 апреля 1928 года ВНСТ изъяло из конституции положение об исламе как государственной религии.[2]

Политика М. Кемаля нанесла ощутимый удар по позициям исламистов, религиозных деятелей и представителей орденов. Причем такие ордена как кадири, бекташи, мевлеви, юобреви и накшибенди перебрались за границу. Недовольство исламистов нередко выражалось в открытых выступлениях против новой власти, которые подавлялись. Последним таким крупным мятежом исламистов был бунт в Менемене в декабре 1930 года под предводительством дервиша Мехмеда.[3] В таких условиях они вынуждены были уйти в подполье, а кемалистам оставалось лишь довести до логического завершения начатые реформы. В 1934 году принимается закон о запрете священнослужителям любой религии носить религиозную одежду вне своей службы, а в феврале 1937 года в текст Конституции была принята поправка, по которой среди важнейших и не подлежащих отмене принципов государства была названа светскость.


[1] Киреев Н.Г. История Турции XX век. С. 161.

[2] Новичев А.Д. Турция краткая история. С. 169.

[3] Киреев Н.Г. История Турции XX век. С. 173.