Особенности позитивизма Ганса Кельзена
5

формы правления представляют собой более широкую концепцию, нежели позитивизм, выходя за его строгие рамки.

Говоря о зарождении каноничного правового позитивизма, необходимо обратить внимание на творчество Джереми Бентама, родоначальника теории утилитаризма. Основное понятие данной теории –  “принцип полезности”, способность того или иного предмета приносить человеку удовольствие или предупреждать о страдании. "Природа поставила человечество под управление двух властителей, страдания и удовольствия"[1]. Соотношение этих двух понятий и образует данный принцип.  На теоретической базе “принципа полезности” он предлагает создать правовую систему. Основой любой правовой нормы является интерес, а совокупность интересов представляет собой основа действующего права. Интерес здесь диктуется желанием получить наибольшее количество “удовольствия” и наименьшее количество “страдания”. Таким образом, Бентамом отвергается естественная теория права, так как право образуют не высшие абстрактные силы, а непосредственно интересы людей. "...не раз видел, как мнимый закон природы выставлялся в законодательных прениях в оппозицию аргументам, взятым из принципа полезности"[2]. Государство, которое создает общие правила поведения – право, служит инструментом соотнесение интересов отдельных людей, для получения максимальной пользы в рамках всего общества. Такое положение дел вынуждает сторонников утилитаризма признать суверена единственным источником таких правил.  Государство не гарантирует субъективные права человека, а дарует их - закон не признает за гражданами права, а предоставляет их. Получается, что право понимается только как "позитивное право" и строго ограничивает деятельность юриста. В практике юриста, установленное сувереном право не может коррелировать с моральным, религиозными и иными не позитивными нормами.

Ученик Бентама, Джон Остин развил его идеи и подобно учителю мечтал сделать юриспруденцию точной наукой. Именно с его именем связываю появление понятия “правовая юриспруденция”. Для этого, прежде всего, необходимо было четко определить предмет изучения юридической науки. Термин "право", по Остину, используется для определения не только права в его обычном смысле, но и для обозначения религиозных и моральных правил, законов природы, что препятствует точному определению предмета юриспруденции.

Остин разграничивает этику, науку о законотворчестве и науку о праве - юриспруденцию. В рамках последней дисциплины, необходимо работать с правом в


[1] Бентам Й. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. с. 9.

[2] Бентам Й. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. С. 25