Особенности позитивизма Ганса Кельзена
9

особенности, уполномочивает определенное поведение»[1]. Такое определение приводит нас к обозначенной в первом пункте данной главы дихотомии сущего (или бытия) и должного, где непосредственно акт воли - это бытие, а его смысл – долженствование. При этом первое всегда соответствует второму. На этой идее основывается особая исключительно позитивистская система оценки реальности (фактического поведения). Реальность может быть ценна (соответствует норме долженствования) и противоценна (не соответствует). Сама по себе, норма не может быть истинной или ложной - “она лишь действительна или недействительна»[2].

В осмыслении природы права важную роль занимает понятие "санкция". В изобретательной концепции Кельзена о структуре нормы правовой порядок связан не с тем человеческим поведением, что соотносится с законом, а с тем, что находится в оппозиции ему (закону). "Должен" в правовой норме дает отсылку к санкции, которая должна применяться к противоправному поведению - к некоему силовому действию, установленному для государственной власти по этой же санкции. Противоправное поведение - первая половина нормы, а также условие для применения санкции. Кельзен подчеркивает, что это условие необязательно определенное действие. Субъект может быть наказан за то, кем он является, а не за то, что он совершил. Например, когда тоталитарное государство заключает в тюрьму или убивает представителей определенного социального класса, политических убеждений, религии или расы. Или когда нетоталитарное государство заключает в тюрьму тех граждан, проживающих на его территории и которые по национальности принадлежат к врагам этого государства в период войны.

Однако интересно то, что по Кельзену правомерное централизованное насилие государства, противостоящее хаотическому насилию отдельных элементов так называемых "разбойничьих банд", целью своей ставит общественный порядок. «Цель коллективной безопасности – мир. Ведь мир – это отсутствие физического насилия»[3]. То есть правовой порядок, подкрепленный санкциями и разрешением применять насилие, само это насилие должен пресекать. Такого по Кельзену целесообразное право добра быть "с кулаками".

 

 


[1] Чистое учение о праве Ганса Кельзена. К XIII конгрессу Международной ассоциации правовой и социальной философии (Токио, 1987): Сборник переводов. Вып. 1 / Отв. ред.: Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н.; Пер.: Лезов С. В., Пивоваров Ю. С.— М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1987.— стр. 7

 

[2] Там же стр. 16

[3] Там же стр. 28