Стереотипы восприятия государственных служащих в современном российском обществе
29

данные проведенного пилотажного исследования.

Для того, чтобы можно было сравнить эти понятия, выявить их сход­ство и различия и все-таки составить стереотипный портрет государствен­ного служащего, было решено в качестве понятия-стимула оставить слово­сочетание "государственный служащий", но добавить и другие понятия: "чиновник", "бюрократ".

Кроме того, респондентам предлагалось не только описать типичного представителя той или иной группы, но и повторить это описание от лица представителя другой группы (для не госслужащих - предполагаемый авто­портрет или самооценку госслужащего) или предполагаемую оценку своей группы другими людьми (для госслужащих). Таким образом изучалась соци­ально-психологическая рефлексия, которая определяется как "осознание ! действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по обще­нию"3, помогающая объяснить специфику социального восприятия; иденти­фикация как способность отождествить себя с другим.

Результаты этой методики дополнялись данными рисуночной методи­ки и использованием личностного семантического дифференциала, прово­димого по той же схеме исследования социально-психологической рефлек­сии.

Выборка психологического исследования :

1)95 студентов Новгородского государственного университета.
Возраст испытуемых -17 - 21 год, 57% - женщины, 43% - мужчины.

2)54 слушателей Новгородской кафедры Северо-Западной академии
государственной службы. 63% - женщины, 37% - мужчины. Из них -19 чело­
век не работают в системе госслужбы.

Единодушными респонденты были лишь в описании внешности пред­ставителя данной профессиональной группы. Вне зависимости от того, шла речь о госслужащем, о чиновнике ли или о бюрократе, эти образы одно­значно ассоциируются со строгой деловой одеждой: костюм, галстук, обяза­тельно папка (или портфель) с бумагами, иногда отмечают также, хорошую стрижку, запах одеколона и даже чистые ботинки и отглаженные брюки.

Примерно 20% представляют себе мужчину (далее, в рисуночной ме­тодике, мужчин нарисуют 75% респондентов, а 20% рисунков окажутся бес