Аристотель о возможности, действительности и энтелехии
13

нечто движется именно так, как оно движется, что для него – естественное движение, а что – насильственное.

Нельзя полагать будто изначально существовал некий неоформленный хаос (Ночь) или что изначально уже все существовало сразу и вместе, или что все произошло из не-сущего, ибо тогда неясно, как пассивная материя дала деятельность. Ведь материя не может двигать сама себя. Как же тогда появилось движение, если не существовало движущей причины этого движения в действительности?

Из сказанного следует, что необходимая сущность не должна обладать материей в том смысле, что она не должна быть чувственно-материальной – иначе она неминуемо была бы не только преходящей, (т.е. не была бы вечной) но и пассивной (2, 307).

Необходимость существования вечной деятельности отмечали и до Аристотеля (Левкипп, Платон) . Но они говорили только о том, что движение существует всегда, но не говорили почему (2,308).

Такую сущность Аристотель обозначает неологизмом έντελέχεια (en — «в», telos — «цель» и echein — «иметь»). Энтелехия имеет целью саму себя, это есть чистая,  абсолютная деятельность. Это высшее единство возможности и действительности; в ней форма, имеет материей саму себя, а материя выступает собственной формой. В своей возможности она неразрывно обладает также и действительностью (11, 231). Возможность неразрывна с формой, ибо содержание, как было сказано, берет из самой себя. Энтелехия есть «диалектическое единство материальной, формальной, действующей и целевой причины» (19, 111).

 

2.2. ПОНЯТИЕ ПЕРВОДВИГАТЕЛЯ У АРИСТОТЕЛЯ

 

Из сказанного следует, что существует вечно движущаяся беспрестанным движением сущность, коей является энтелехия. Она есть недвижимая (неизменная) сущность, которая двигает все остальное,