Аристотель о возможности, действительности и энтелехии
3

ВВЕДЕНИЕ

 

При ближайшем рассмотрении судьбы дошедших до наших дней произведений Аристотеля начинает казаться, что подлинное знакомство с ними затруднительно. Так, например, взятая за основу данной работы «Метафизика» по существу является собранием различных сочинений, оформленных в единое произведение издателем Аристотеля Андроником Родосским.  «Метафизика» состоит из 14 книг, написанных в разное время, отчего в ней и прослеживаются противоречия и повторы. Некоторые исследователи  например А.Н. Чанышев, В. Йегер,  давали собственные версии  последовательности книг и их примерную датировку. Несмотря на данное затруднение, единая связь в произведении присутствует – общей канвой является исследование причин и начал всего сущего. Но, ввиду указанной проблемы, ясная и четкая система у читателя с первых прочтений не складывается, а при прочтении сочинений разных комментаторов и историков философии обнаруживается расхождение в трактовке результата учения Аристотеля. Но оставлять для себя Аристотеля непонятным нельзя никому, кто решил изучать историю философии – ведь недооценить его вклад в развитие философии и влияние на последующих ее представителей нельзя. Каждому, кто решил всерьез заняться философией (равно как и изучить прежде ее историю), необходимо усвоить всю античную мысль, вершиной которой является Аристотель.

В данной работе проведена попытка рассмотреть значение понятий «возможность», «действительность» и «энтелехия» в учении Аристотеля о первой философии.

В отечественной традиции изучением Аристотеля занимались А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, А.Н. Чанышев, А.Л. Доброхотов и другие. Наиболее крупные работы произведены А.Ф. Лосевым – но в его произведении («История античной эстетики») выбранная мной тема раскрывается только с эстетической стороны; А.Н. Чанышев («Аристотель») уделяет «Метафизике»