Аристотель о возможности, действительности и энтелехии
7

есть некоторый существенный момент развития вещи, или «какова вещь на данный момент»).

Второй род – причина материальная, т.е. обозначение того,  из чего что-либо возникает как из внутренне присущего (3, 87).

Третий род причин обозначается как «действующая причина»; то, откуда первое начало изменения или покоя, т.е. откуда начинается всякое движение, становление вещи.

И последний, четвертый род – причина как цель, или «ради чего».  Если третий род причины отвечает на образный вопрос «откуда» [движение вещи], то данный род говорит «куда» [движется вещь] или «зачем».

 

1.2. ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ

 

Не случайно Аристотель начинает с описания достижений предшественников. Определив то, в каких значениях сказывались о причине, выделив общие роды, Аристотель приступает к собственному определению причины, взяв за основу указанные четыре рода. То есть, в понятии о причине должно сказываться о ее материальной составляющей (указывающей на ее происхождение) , формообразующей (т.е. указывающей на сущность вещи), действующей (как о «первом движении», т.е. давшей следствие остальным вещам), и целевой (указывающей смысл движения) (2, 231). И такими определениями понятия первопричины у Аристотеля являются возможность (δυναμις) и действительность (ενεργεια).

Понятие δυναμις означает у Аристотеля потенцию ко всякому изменению; это материя, которая может принимать все формы, но сама при этом формообразующим началом не является (11, 226).  А ενεργεια есть «чистая деятельность из самой себя» (11, 227). Энергия есть осуществление, т.е. то, что формирует материю, делает ее действительной. Действительность – это задаток (всякого изменения), находящийся в постоянном