Аристотель о возможности, действительности и энтелехии
5

РАЗДЕЛ 1 : ПОНЯТИЯ ВОЗМОЖНОСТИ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В “МЕТАФИЗИКЕ” АРИСТОТЕЛЯ

 

1.1. ПРЕДМЕТ ПЕРВОЙ ФИЛОСОФИИ У АРИСТОТЕЛЯ

 

“Действовать, действовать! – вот для чего мы существуем….

Будем радоваться тому, что мы чувствуем в себе силы и что наша задача бесконечна!”

И.Г. Фихте «Несколько лекций о назначении ученого»

 

 Аристотелю и его современникам рассматриваемая «Метафизика» была известна как «Первая философия». И, конечно же, не случайно – ведь уже в Книге IV Аристотель обозначает три рода необходимых причин, каждой из которых и должна заниматься определенная философия (2, 120). Стоит отметить, что у Аристотеля здесь «философия» синонимична всякому знанию или науке (ἐπιστήμη). Но все же от прочих частных наук (физики, математики и др.) он отделяет первую или высшую философию (Πρώτη φιλοσοφία)  как самую важную, ведь она занимается последними, конечными причинами. Если другие науки ставят свой вопрос как: «что значит быть чем-то?», то первая философия спрашивает: «что́ значит быть?» (14, 89).

 «Все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше – нет ни одной» (2, 70) – знающий первопричину, знает и все остальное, ведь он знает причину всего сущего. Это совершенно свободное знание – никакой «материальной» пользы оно не несет, оно есть ради себя самого. Обладание таким знанием по праву можно считать божественным – во-первых потому, что таким знанием мог бы обладать сам бог (настолько оно велико и всеобъемлюще), а во-вторых потому, что такое знание само является знанием о божественном, ведь бог в некотором смысле и есть начало или первопричина[1] (2, 70).   


[1] Здесь Аристотель добавляет «по общему мнению», ведь ему самому еще только надлежит исследовать данный вопрос.