Особенности синтеза национальных традиций и современного музыкального языка в хоровом творчестве Л.Дычко
4

требованиям времени, уже существующих в украинском искусстве тенденций смещения акцентов на более древние архаические пласты, трансформацию народно-песенных источников. Следует также отметить, что тенденция "новой фольклорной волны" выступает не в чистом виде, она обогащается проявлениями других направлений, в частности, неоклассицизма, неоромантизма и неоавангардизма. К композиторам ХХ века, работающим в этом стиле, следует отнести, прежде всего, Е. Станковича, М. Скорика, И. Карабица, А. Гаврилец, В. Рунчака и др. Особый интерес с этой точки зрения для нас представляет хоровое творчество Леси Васильевны Дычко. Композитор, обращаясь к архаическим фольклорным жанрам, создает на их основе новые хоровые композиции (поэмы для хора, оратории-летописи, хоровые миниатюры, концерты, сюиты). Показательно, что фольклорные черты проникают и в хоровую музыку для детей, и в произведения, где основной темой являются образы природы, духовную музыку (Литургии). Эстетическая концепция "новой фольклорной волны" отразилась в хоровом творчестве композитора в сочетании с эстетико-философскими устремлениями неоклассицизма: стремлением воплотить в творчестве гармонию человека и окружающего мира, человека и природы, осознание принадлежности художника к истории.

Мы рассматриваем хоровое наследие Леси Дычко как пример самобытного, творческого прочтения украинского фольклора, органичного сочетания приемов народного музицирования и современных достижений композиторской техники. В произведениях Дычко работа с фольклором не ограничивается простым цитированием или вариационным развитием, она обогащается современными композиционными средствами (сонористика, «полифония пластов», ритмо-формулы, политональность, полиладовость, звукоизобразительные эффекты и др.), переосмыслением интонационных структур народных первоисточников, новым интересным прочтением текстов и многим другим. Все это позволяет говорить о работе композитора с фольклором на качественно новом композиционном уровне.