Эффективность норм права
11

Многие авторы понимают эффективность норм права как достижение целей права, соответствие между целями законодателя и фактическими результатами.[1]

В такой ситуации исследование эффективности многих норм, включая значительное число норм, требует особого подхода или даже становится труднореализуемым.

Все приведенные выше определения исходят из того, что эффективность – это фактический результат права. Следовательно, эффективность права должна быть изучена в качестве одного из институтов права (или правовым механизмом действия). В этом положении сходятся почти все теоретики права и социологи.[2]

Тем не менее, это не означает, что эффективность правовой нормы (действия нормы права), должны быть оценены только на основе фактических норм существующих данных, после принятия закона и его реализации. На мой взгляд, такая оценка «по факту» чревата внесением изменений в почти каждый полученный нормативный акт.

На мой взгляд, анализ эффективности регулирования должно осуществляться на этапе создания законопроекта в виде оценки его социальной обусловленности и возможных последствий ее реализации.

Подводя итоги исследования различных подходов к пониманию эффективности закона, должны быть определены, какой будет наилучшим образом соответствовать духу концепции с точки зрения социологии права.

Эффективность права – это соотношение общего фактического результата действия всех норм права и теми, соответствующими социальным интересам, целями, для достижения которых принимались нормативные акты, с учетом общественных затрат на их реализацию.


[1] См., например: Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М., 1980. С.22; Проблемы эффективности работы управленческих органов / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1973. С.44; и др.

[2] Учебник по теории государства и права/ Под ред. М. Н. Марченко// http// www.tarasie.narod.ru.