Образ женщины в итальянской лингвокультуре
15

космогонических представлениях народов, являясь изоморфными двум ипостасям человеческого бытия – мужчинам и женщинам. Мужественность и женственность объединяют в себе совокупность противоположных начал.

Но, несмотря на то, что "мужской" и "женский" мир в культуре одновременно и противопоставлены друг другу, они и обусловливают друг друга. Анализируя гендерные аспекты культуры, можно сделать несколько заключений.

Прежде всего, "мужской" мир в большинстве культур сильнее открыт вовне, в "женском" мире больше скрытого, потаенного, табуированного для внешнего наблюдателя. Именно поэтому концепты мужского в культуре более определённы, чётче оформлены содержательно и легче усваиваются представителями обоих полов. Концепты женского во многом оказываются выводимыми из мужских по принципу противоположности [Сапогова, 2002:132].

Так, к примеру, в символизации мужского и женского начал в традиционных мифологиях многократно описаны следующие дихотомии качеств: для мужского – правое, старшее, высшее, хорошее, нравственное, предусмотрительное, сильное, важное, день, свет, солнце, сверху, впереди, поселение, дом, домашнее, вареное, земледелец, жизнь, здоровье, богатство, восток, юг, обновление, изменчивость, активность, воплощение социально-творческого начала, сухость, твердость, тепло; для женского, соответственно, – левое, младшее, низшее, плохое, безнравственное, непредусмотрительное, слабое, неважное, ночь, тьма, луна, снизу, сзади, лес, чаща, дикое, сырое, охотник, смерть, болезнь, бедность, запад, север, сохранение, устойчивость, пассивность, воплощение стихийно-природного начала, влажность, податливость, холод и другие [Кон, 1988].

Противопоставление мужского и женского через указанные конструкты есть частный случай полярности категорий, с помощью которых архаическое сознание упорядочивало мир. Проведенные исследования показывают, что огромное количество вновь открываемых в мужчинах и